ОСНОВАНИЕ
 |
Николо-Перервинский монастырь.
Вид с берега Москвы-реки
(фото начала ХХ в.)
|
Духовное просвещение в Русской Православной Церкви обязано своим существованием монастырям и обителям. Образованные монахи были носителями знаний в различных областях: историками, переводчиками, переписчиками книг, педагогами. При монастырях открывались школы для детей духовенства и для народа. Многие приходские священнослужители были самоучками, но лучшие пастыри имели за плечами монастырское образование. Высшие церковные должности и архиерейские кафедры нередко занимали именно бывшие насельники прославленных обителей. Однако такие школы на Руси не носили повсеместного характера, инициатива их открытия и материальная поддержка лежала либо на самих монастырях, либо на архиереях.
 |
Платон (Левшин), митрополит Московский (1737 – 1812 ).
Основатель Перервинской Православной Духовной семинарии
|
В XVII веке, в эпоху зарождения средних и высших духовных учебных заведений на Руси, связь новых духовных школ с монастырями не была утрачена, многие архипастыри понимали, насколько важна роль монастырей в деле воспитания будущего духовенства. В «Духовном регламенте» архиепископ Феофан (Прокопович) говорит, что духовная школа даже внешне должна походить на монастырь. Главные духовные учебные заведения Московской епархии также были открыты при монастырях: Славяно-греко-латинская Академия – при Заиконоспасском монастыре, Троицкая семинария – при Троице-Сергиевой Лавре. Однако они не могли целиком решить проблему подготовки приходских пастырей.
В 1775 году Московскую кафедру принял в свое попечение архиепископ, впоследствии митрополит Платон (Левшин), человек высокообразованный, талантливый педагог. Вклад митрополита Платона в духовное образование до сих пор еще не оценен в полной мере. Одной из главных заслуг архипастыря является открытие при монастырях новых духовных школ. Сразу после своего вступления на Московскую кафедру митрополит Платон пишет прошение императрице Екатерине II об открытии семинарии при Николо-Перервинском монастыре. Выбор пал именно на этот заштатный монастырь потому, что обитель имела небольшое число насельников, была довольно состоятельной за счет пожертвований на приписанную к ней Иверскую часовню и могла содержать семинарию. К тому же монастырь в те времена не входил в городскую черту Москвы и был удален от столичной суеты. Одной из задач, поставленных Московским архипастырем при основании Перервинской духовной школы, стало предоставление образования детям бедного сельского духовенства и сиротам. Митрополит Платон для осуществления этого замысла делает Николо-Перервинский монастырь архиерейским подворьем и часть средств монастыря отводит на содержание учебного заведения, которое впоследствии будет именоваться Платоновской семинарией. Архипастырь сам составлял годовые сметы на содержание семинаристов, сам следил за хозяйственной жизнью монастыря.
 |
Старый семинарский корпус и надвратный храм Толгской иконы Божией Матери.
|
При открытии семинарии первым встал вопрос о помещении для студенческих классов и келий. Решено было задействовать для этого северный корпус1. На трапезу семинаристы ходили вместе с братией монастыря в трапезную палату Сергиевского храма. Митрополит Платон очень ценил тесную связь монастыря и семинарии – то, что воспитанники жили в братских корпусах и питались от братского стола, создавало благотворное единение между насельниками обители и учащимися. Однако с расширением семинарии возникла острая необходимость в дополнительных помещениях. Трудами архипастыря в 1776–1807 годах был достроен северный («старый семинарский») корпус, к южному («старому настоятельскому») корпусу были сооружены две пристройки: с одной стороны – келии для воспитанников, с другой – квартиры для учителей; на западной стороне появился просторный двухэтажный корпус («новый семинарский») с классами для занятий.
В первое время существования семинарии в ней обучалось около 200 человек. Ученики делились на три категории: 1) воспитанники, находившиеся на полном обеспечении («полнокоштные», «казеннокоштные», «бурсаки»); 2) воспитанники, платившие половину стоимости содержания и обучения («полукоштные», «полубурсаки»); 3) «своекоштные» – те, кто вносил плату за весь пансион. «Полнокоштных» в этот период было в среднем 80–100 человек, на их содержание уходило более половины всех семинарских средств.
 |
В храме
Преподобного Сергия Радонежского
|
«Полукоштных» в первое время было мало – по инициативе митрополита Платона через 8 лет после основания семинарии приняли лишь 15 таких учеников. Впоследствии их число возросло до 60 человек. Таким образом, из 200 учащихся половина получала полный пансион от семинарии, 60 человек – половину содержания и лишь 40 сами вносили плату за учебу и содержание. Замысел митрополита Платона получил свое осуществление – воспитанники семинарии обучались в большинстве своем бесплатно или за частичную плату. Кроме того, частные лица жертвовали в пользу семинарии суммы, на проценты от которых воспитанникам выдавались специальные стипендии для содержания на полном коште. Поэтому число «полнокоштных» учеников постоянно росло.
 |
Братия монастыря.
Фото начала ХХ в.
|
Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов каким-то специализированным учебным заведением. Прежде всего она давала детям духовенства начальное и среднее образование. В XVII веке наши духовные школы позаимствовали педагогическую систему с Запада. Сейчас трудно себе представить, что обучение зачастую проходило на средневековом международном научном языке – латыни. В Платоновской семинарии учебный курс состоял из шести классов и занимал шесть и более лет1. В XVIII–начале XIX века классами именовали предметы, которые воспитанники последовательно изучали на протяжении года или двух лет. Эти классы еще несли на себе печать средневекового представления об устройстве высшего образования.
 |
Учебные пособия для духовных школ и богословские труды митрополита Платона
|
По существовавшим стандартам, высшее образование должно было состоять из «семи свободных наук»: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. В богословских школах состав наук, или классов, был свой. Среднее образование, выражаясь современным языком, представляло собой неполное высшее, т.е. в учебный план не входили высшие классы. Этот принцип был реализован и в Платоновской семинарии: из восьми полных классов было только шесть, богословский и философский классы отсутствовали. Строгого возрастного ценза для начала учебы в семинарии не было.
В подготовительный класс поступали ученики в возрасте 10–15 лет. Подготовительные, или низшие, классы в семинарии именовались следующим образом: «аналогия», или «фара», и «инфима». К ним можно отнести и третий – грамматический – класс. Здесь маленьких воспитанников обучали чтению и письму. Время обучения в этих классах зависело лишь от успеваемости учеников.
 |
Митрополит Платон с учениками Вифанской семинарии
(гравюра, ЦАК МДА)
|
Далее они проходили синтаксиму (синтаксис, 1 год), пиитику (поэзию, 1 год) и реторику (риторику, 2 года). Кроме этих основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. Богослужебный устав воспитанники специально не изучали, с ним они знакомились на богослужении.
Учебный год состоял из трех триместров. Самые талантливые воспитанники могли досрочно сдавать экзамены за тот или иной класс по истечении одного триместра или полугодия. Ежегодные экзамены принимали не только преподаватели семинарии. Семинария подчинялась учебному надзору Славяно-греко-латинской Академии, откуда часто приезжали экзаменаторы. Нередко на экзаменах присутствовал и сам Высокопреосвященнейший митрополит Платон. Для изучения основных богословских предметов лучшие выпускники могли продолжить обучение в философском и богословском классах Троицкой семинарии или Славяно-греко-латинской Академии.
Учителей в семинарии было немного. Возглавлял семинарию префект, который часто совмещал эту должность с послушанием настоятеля обители. Хозяйственной частью заведовал эконом. В педагогический штат входили 3–4 учителя.
Важнейшими составляющими семинарского образования были: воспитание учеников в духе православного благочестия и подготовка их к будущему пастырскому служению. Дисциплина в семинарии была очень строгой. Из семинарии без особой нужды учеников не отпускали, а в первые годы не отпускали домой даже на каникулы.
 |
Николо-Перервинский монастырь
(гравюра из журнала «Нива»)
|
Лишь при хорошем поведении и прилежании старшекурсникам давался короткий отпуск для поездки к родным. Воспитанники семинарии постоянно участвовали в богослужении наряду с братией монастыря, прислуживали в алтаре и пели на клиросе. Особенной чертой Платоновской семинарии было учреждение послушания дневальных. В обязанности дневального входило на протяжении своей череды нести послушание пономаря, петь и читать за богослужением, иногда – регентовать. Многим учителям такое послушание не нравилось, т.к. оно отнимало у воспитанников время от уроков, но митрополит Платон всегда ставил церковные обязанности и церковное воспитание на первый план, а потому неизменно отклонял просьбы педагогов упразднить послушание дневальных. Чтобы дисциплина и строгость воспитания в семинарии не приносили обратного желаемому результата, предписывалось ежедневно выделять каждому воспитаннику два часа на прогулку и игры. По праздничным дням музыкально одаренные ученики демонстрировали свое умение петь и играть на различных инструментах.
 |
Иона (Васильевский), митрополит Мцхетско-Карталинский, экзарх Грузии (1763–1849)
|
|
 |
Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1784–1860)
|
|
 |
Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский (1784–1819)
|
|
Труды митрополита Платона в деле благоустройства семинарии не прошли даром. Семинария дала путевку в жизнь многим добрым пастырям на ниве Христовой. Сам Московский архипастырь имел талант различать одаренных учеников, давал им возможность развить свои способности в дальнейшем обучении и служении Церкви. Нередко, присутствуя на экзаменах или прогуливаясь по Перерве, митрополит Платон общался с учениками и подмечал талантливых юношей. Среди них два преемника митрополита Платона по Московской кафедре: архиепископ Августин (Виноградский, 1766–1819) и митрополит Серафим (Глаголевский, 1757–1843). В числе студентов и выпускников Платоновской семинарии следует отметить святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского (1784–1819), Григория (Постникова), митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского (1784–1860), Иону (Васильевского), митрополита Мцхетско-Карталинского, экзарха Грузии (1763–1849) и знаменитого церковного композитора Феофана (Александрова), архимандрита Донского монастыря (1785–1852).
 |
Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстландский и Финляндский (1757–1843)
|
Девятнадцать лет существовала Платоновская семинария под покровительством своего основателя. В 1812 году наступили тяжелые времена как для всего Отечества, так и для Платоновской семинарии: началось наступление французов на землю русскую, почил отец и основатель семинарии – митрополит Московский Платон. После того как враг подошел к Москве, было решено эвакуировать все ценное имущество из Николо-Перервинского монастыря. Братия покинула обитель, префект семинарии, иеромонах Лаврентий, уехал с чудотворной Иверской иконой Богоматери, занятия прекратились, семинаристы подались из Москвы кто куда, осталось около двадцати сирот, которым некуда было идти. Вскоре после оккупации Москвы французы заняли и Перервинский монастырь, но пробыли здесь недолго. Бедные сироты пережили оккупацию, с голоду они не умерли благодаря своей находчивости – прятали под полом монастырских покоев муку и по ночам готовили себе лепешки. После окончания войны вернулись учителя и ученики, занятия возобновились и продолжались еще 2 года.
С 1807 года распоряжением императора Александра I была начата реформа духовных учебных заведений, затронула она и Перервинскую Платоновскую семинарию. После войны помещения Заиконоспасского монастыря, где находилась Славяно-греко-латинская Академия, оказались непригодными для проведения занятий. Было решено переместить Академию в Троице-Сергиеву Лавру.
 |
Августин (Виноградский), архиепископ Московский
(1766-1819)
|
Тогда же встал вопрос о месте пребывания Троицкой семинарии. В 1814 году преемник митрополита Платона по Московской кафедре, выпускник Перервинской семинарии архиепископ Августин (Виноградский), благословил сделать местом пребывания Московской семинарии помещения Николо-Перервинского монастыря. С этого времени на целых 9 лет Перервинская духовная школа приняла под свой кров Московскую семинарию. Таким образом, Платоновскую семинарию сменила Московская Перервинская семинария.
В первый год для обучения во вновь открытой духовной школе на конкурсной основе было отобрано около 400 учащихся, причем 115 из числа учащихся Платоновской семинарии. Длительность обучения в Московской семинарии составляла 6 лет, учебный план включал в себя только высшие классы: риторический (2 года), философский (2 года) и богословский (2 года). Вакантные должности профессоров семинарии заняли первые выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии. Учебный уровень в Московской семинарии, несмотря на разорение и тесноту, был довольно высоким – первый ее ревизор, архимандрит (впоследствии святитель) Филарет (Дроздов), остался доволен проделанной инспекцией. Главной проблемой оставалась нехватка помещений. Платоновская семинария, рассчитанная на 200 учащихся, содержала вдвое больше.
 |
Заиконоспасский монастырь,
где находилась
Славяно-греко-латинская Академия
(гравюра середины XIX в.)
|
На «полный кошт» могли принять только 100 учеников, а нуждалось в бесплатном обучении гораздо больше. Положение было сложным, однако наместник монастыря архимандрит Лаврентий разрешил проживать на территории обители еще 100 «своекоштным» ученикам. В результате им не нужно было платить за наем жилья в близлежащих деревнях. Преосвященный Августин также взял на себя заботу о бедных учениках. Он предписал Перервинскому монастырю содержать 150 неимущих семинаристов и выстроить дополнительный корпус для келий. Но все эти меры не решали проблему тесноты: аудиторий не хватало, трапезная была очень мала. Преемнику архиепископа Августина, святителю Филарету (Дроздову), пришлось решать вопрос о дальнейшей судьбе Московской семинарии. Надо было либо расширить и перестроить корпуса в Перервинском монастыре (что из-за особенностей ландшафта сделать было чрезвычайно трудно), либо восстановить учебные корпуса в Заиконоспасском монастыре. Святитель поставил перед московским духовенством вопрос о месте пребывания главной столичной семинарии, было решено вернуть ее на место основания духовного образования в России – в Заиконоспасский монастырь. В Перерве решили не упразднять духовную школу совсем, а понизить ее статус до училища. Согласно новому училищному уставу, в 1823 году были организованы Николо-Перервинское уездное и приходское училища. Сюда же были переведены училища из Иосифо-Волоколамского монастыря. Помещений в бывшей семинарии было достаточно, чтобы под одной крышей разместить 2 учебных заведения. Уездное училище, по вышеупомянутому уставу, было закреплено за местной семинарией и готовило воспитанников для поступления в нее. Приходские же училища открывались в большинстве благочиний. Они были рангом ниже уездных и подчинялись им.
Большинство воспитанников училищ (сироты и дети беднейшего духовенства) находилось на полном пансионе. С каждым годом число их росло, и через несколько лет училищное правление было вынуждено перевести «своекоштных» в другие училища. В Перервинских духовных школах стали обучаться в основном «казеннокоштные» воспитанники, их число постоянно росло и нередко превышало 200–300 человек. Возобновился прием «своекоштных» и «полукоштных» учеников. Перервинские училища были, пожалуй, единственными в Московской епархии, где обучалось такое число сирот и детей бедного духовенства.
|
 |
Книги, по которым маленькие
воспитанники изучали грамоту
|
|
 |
Нравы бурсаков
(рис. середины XIX в.)
|
Эта особенность Перервинских училищ подталкивала семинарское правление переводить сюда сирот и малообеспеченных детей из других училищ. Зачастую переводили далеко не лучших бурсаков. По свидетельству современника, на Перерве «были маленькие сироты, не помнившие ни отца, ни матери, здесь же появились и великовозрастные, усатые бурсаки, не в одном уже училище оставившие о себе дурное воспоминание у начальников и товарищей; сюда приехали дети безместных или штрафованных отцов, ничего другого, кроме дурного, не видавшие под родительским кровом, здесь же рядом приютились с мокрыми еще от слез глазами и только что лишившиеся добрых и нежных родителей юные питомцы. Хитрость и испорченность часто селились здесь рядом и с невинностью, и с бездарностью…».
Возглавлял училища смотритель, воспитательной работой занимался инспектор. В училищах было 4 класса: 1-й и 2-й приходские классы; низшее (3-й класс, двухгодичный) и высшее (4-й класс, двухгодичный) уездное отделение. Курс обучения длился 6–7 лет. В первом классе ученики изучали русское и церковнославянское чтение, чистописание и церковное пение. Во втором классе – чтение и чистописание по-русски, церковнославянский, русский, греческий и латинский языки, церковное пение, арифметику. В низшем отделении продолжали учить те же четыре языка, арифметику, добавлялся катехизис (основы Православного вероучения), церковный Устав, нотное пение. В высшем отделении изучали греческий и латинский языки, катехизис, Священную Библейскую историю, арифметику и географию. Кроме смотрителя и инспектора, в училищах преподавали, как правило, 3 учителя.
По сравнению с содержанием обучения в старой Платоновской семинарии состав предметов в училищах заметно изменился в сторону наполнения новыми богословскими предметами. Учебный год, как и в Платоновской семинарии, делился на триместры. Экзамены также проходили три раза в год: текущие экзамены – перед Рождеством и Пасхой и итоговые – перед летними каникулами, в начале июля. После итоговых экзаменов нередко устраивались публичные экзамены или диспуты.
|
 |
Перервинская обитель
(фото второй половины XIX в. )
|
|
 |
Учащиеся Московской духовной семинарии в библиотеке (фото XIX в. ЦАК МДА)
|
На них приглашали почетных лиц из духовенства, дворянства, чиновничества, купечества. Возглавлял испытания викарный епископ или ректор Московской семинарии, нередко приезжал сам Московский митрополит, святитель Филарет (Дроздов). День публичных экзаменов был самым большим ежегодным праздником в Перервинских училищах. «Большой классный зал убирали цветами, на полу устраивался большой ковер, сделанный из живых садовых и полевых цветов, искусно изображавший план Иерусалима; стол накрывался красным сукном и на него клались нужные для справок книги и учебники, ученики устанавливались в ряд попарно и по росту… При входе в зал почетные гости встречались общим дружным пением учениками молитвы… и затем уже начиналось испытание с низших классов». Публичные экзамены продолжались до отмены их реформой духовных учебных заведений, проходившей в 1866–1867 годах. Эта реформа коснулась и всей жизни Перервинских училищ – в 1867 году они были преобразованы в одно Перервинское духовное училище.
 |
Архимандрит Никифор (Бажанов; 1835–1895). Смотритель и преподаватель Перервинского
духовного училища. Автор «Иллюстрированной полной популярной Библейской
энциклопедии»
|
|
 |
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848–1918)
|
|
По новому уставу, училище было поставлено в ведение Святейшего Синода и Московского митрополита. Материальное обеспечение его заметно улучшилось. Длительность обучения осталась прежней – 6 лет, хотя состав учебных классов и их программы немного изменились – было образовано 5 основных классов и 1 подготовительный. Именно с этого времени, благодаря уставу училищ 1867 года, классы стали носить более привычный для нас набор параллельных дисциплин1. Дети духовенства начинали учиться с 10–12 лет2. Согласно этому же уставу, по многим предметам вводились обязательные письменные работы. Каждый день в училище в среднем проходило по 3–4 урока продолжительностью 1 час 15 минут, перемены были по четверти часа3. Число учителей также заметно увеличилось: кроме смотрителя, в училище несли послушание 7 педагогов.
 |
Алексей Петрович Лебедев (1845–1908),
византолог, историк Церкви
|
|
 |
Иоанн (Соколов), митрополит Киевский и Галицкий
(1877–1968)
|
|
 |
Алексей Иванович Георгиевский
(1904–1984)
Профессор Литургики МДА
|
|
Жизнь в училище улучшилась во всех отношениях, но одна проблема стояла так же остро, как и раньше – теснота и плохая обустроенность училищных помещений. В 1886 году было решено построить новое большое здание, способное предоставить кров и аудитории 200 воспитанникам. К 1890 году оно было построено,1 в сентябре начались занятия.
С этого времени идет отсчет последнего периода жизни старой Перервинской духовной школы. К сожалению, сведения о нем весьма скудны. Современники с восхищением вспоминали эти годы – Перервинский духовный вертоград расцвел пышным цветом, наконец-то решилась проблема с помещениями, непременная спутница духовной школы на протяжении всего ее существования, улучшилос ь материальное обеспечение. Из Перервинского училища вышли: Алексей Петрович Лебедев (1845–1908), всемирно известный византолог и историк Церкви, который был определен в училище на Перерве как сирота; Иоанн (Соколов), митрополит Киевский и Галицкий (1877–1968), Алексей Иванович Георгиевский (1904–1984), профессор Литургики Московской духовной академии, автор известной книги «Чинопоследование Божественной литургии».
|