Слово митрополита Платона (Левшина) в день Святыя Троицы

Настоящий праздник сей для истиннаго Христианина весьма должен быть вожделенен. Мы празднуем пришествие Святаго Духа. Сей Дух Божий, кроме многих имянований, особливо и свойственно нарицается в Евангелии, Параклит, или Утешитель. Самое сие имянование, уже и слуху нашему приятно, и сердцу радостно. Кто не возрадуется, когда услышит, что идет к нему Утешитель?
Скорбели Апостолы, что разлучались с любезным своим Учителем, а притом по разлучении от Него имже от сего неложнаго Учителя сказано: В мире скорбни будете (Иоан. гл. 16, ст. 33). Какой облак печали должен помрачить Апостолов мысль, и стеснить их дух, видя и слыша сие? Всю радость и утешение находили они в едином присутствии своего великаго Учителя. Но и Сего лишались: а уже предчувствовали, и как бы очами видели, что мир весь противу их всею злобою вооружится; да они и назначены уже быть овцами посреди волков, приготовлены на растерзание. Как не печалиться, как не скорбеть?
Но Божественный Учитель ободряет их, скорбеть воспрещает, и обещает им тотчас по разлучении своем послать Духа Утешителя, Духа Божия, Духа Его; который их ободрит, вооружит оружиями непреодолеемыми, и зделает их непобедимыми от мира всего, или паче победителями всего мира. Сия ободрительная, из уст Всемогущаго изшедшая обещания сила, не только изгнала из сердца Апостолов всю скорбь и печаль, но исполнила их утешения и мужества; так что уже они, по свидетельству Евангелия, разлучившись с Господем, возвратишася во Иерусалим с радостию великою (Лук. гл. 24, ст. 52).
Исполнилось ли же на них то обещание? Всем Христианом известно, с каким безпримерным мужеством они Христову проповедь возвещали вселенной, с каким небоязненным духом взирали на все мирския угрозы, мучения и смерти, и с коликою славою над всем восторжествовали. Посланный к ним, и принятый ими Дух Утешитель явил в них свое действие во всей силе своей.
А нам нужен ли сей Дух Утешитель? Ежели мы всегда совестию спокойны, во всем чисты и непорочны, ничего не опасаемся и не боимся, ни о чем никогда ни печалимся и ни скорбим, то может быть мы в таковом утешении не имели бы нужды. Но где мы живем? На земли, в сей юдоли плачевной, в море воздвизаемом напастей бурею; с кем живем? С родом, по Апостолу, строптивым и развращенным (Филип. гл. 2, ст. 15). Какая наша жизнь? Исполненна забот, печалей, болезней, бедствий и страданий, и от собственных страстей, и от внешних нападений: Весь мир во зле лежит (1 Иоан. гл. 5, ст. 19); и всякому праведному подвижнику глас Божий непрестанно вопиет: Сыне человечь! между скорпиев ты живеши (Иезек. гл. 2, ст. 6).
При таковом нашем несчастном положении, не будем ли мы желать и молить, да пошлет нам Господь Духа своего, Духа Утешителя?
Но надлежит при сем весьма осторожно различать между печалию и печалию, между утешением и утешением. Апостол одну печаль называет печалию плоти; а другую, печалию по Бозе (2 Кор. гл. 7, ст. 10). Печаль плоти есть, когда кто скорбит о чем без всякой для себя пользы, а только с повреждением здравия, и с развращением духа. Например, потеряв кто имение, печалится и сокрушается. Печалию таковою здравие повредит, дух возмутит, а имения не возвратит. Лишился ли кто родителей, или жены, или детей? Печалию об них их не воскресит, а себя сокрушит и по телу и по духу; да и на Божий устав может почесться негодующим; таковая и подобная печаль, есть печаль плоти. А печаль по Бозе есть, когда кто чувствует себя быть в некоторых слабостях и грехах, и в них совестию болезнует, сокрушается, и раскаевается, таковая печаль есть спасительна; ибо она болезнь греховную истребляет, а чрез то и дух и тело ободряет. Можем назвать печалию по Бозе и ту печаль, когда кто от других злых людей страждет неповинно, и все то сносит не только без отмщения, но и без роптания; а только в скорби своей отзывается молением к Богу, прося от Него единаго врагам укрощения, а себе утешения. Сия печаль также есть по Бозе и спасительна. Ибо конечно Бог в скорби утешит его, и врагов укротит рукою крепкою и мышцею высокою. Сие сказано нами о различии печалей.
Какое же есть различие между утешением и утешением? Сие объяснил сам Спаситель; Он сказал ученикам разлучаясь с ними: Мир мой оставляю вам, мир мой даю вам; не яко же мир дает, аз даю вам (Иоан. гл. 14, ст. 27). Из сих слов видите, что иной есть мир Христов, иной есть мир света сего. Ибо мир и утешение есть почти одно и тоже. Утешение оканчивается миром; где утешение воздействует, тамо мир последует. Мир света сего есть, когда кто страстями усыплен, ни о чем ни о настоящем ни о будущем не заботится, грехов своих не чувствует, и в них не только не раскаевается, но их и не признает: и хотя по душе, да и по телу, есть беден, и нищ и наг; однако говорит: что я сыт, и богат и ни в чем нужды не имею. Да еще и хвалится в похотех души своея (Псал. 9, ст. 24). Сей есть мир света сего: мир токмо именем, а не вещию: мир пагубный, на время усыпляющий грешника, и в несчастие вечное его влекущий. А мир Христов, есть чистота душевная, спокойствие совести, вера в Бога просвещенная, надежда на Него непоколебимая, и мужество духа отличное, никаких страхов мира сего не уважающее, и на все его прещения безбоязненно взирающее; внятно слушает гласа Божия, ему в сердце глаголющаго: Страха же их не убойтеся, ниже смущайтеся: Господа же сил, того освятите, и той будет вам в страх (Исаии гл. 8, ст. 12 и 13). Сей есть мир Христов, который Он обещал даровать ученикам своим и верующим в Него.
Теперь узнав различие между печалию и печалию, между утешением и утешением, сами вы видеть можете, что не всякая печаль достойна утешения Божия, и не во всякой печали утешает Дух Утешитель. Печаль по Бозе есть любезна Духу Утешителю. Ибо блажени плачущии (Матф. гл. 5, ст. 4). Блажени есте, егда поносят вас (Тамже ст. 11). Блажени изгнани правды ради (Тамже ст. 10). Когда они чрез сие блаженны, то Дух Утешитель сего не лишает их; поелику оно их ведет к блаженству. Так не уже ли Дух Утешитель в печальном сем состоянии ни чем им не спомоществует? Утешает их: но тем, что их возбуждает еще и более слез проливать, но слез очистительных и радостных; еще более подкрепляет их мужество, чтоб они противу мира и диавола шли безбоязненно, чтоб все сносили великодушно, в полной надежде, что вознаграждены будут за сие безконечно. Радуйтеся, припевает им непрестанно во уши душевныя, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. гл. 5, ст. 12).
Весьма полезно и нужно знать, каким образом Дух Утешитель производит свое действие в человеке, что Он его и успокоивает и делает его небоязненным против всех страхов мира. В испытание сего взойти, былоб для нас дерзновенно. Ибо кто ведает, что делается в сердце человека, разве дух живущий в нем? а особливо, когда та работа есть действие Духа Божия. Ибо о Духе Божии говорит Апостол, что Он ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. гл. 8, ст. 26); то есть, так чудесно в избранных своих работает, что сию тайну и изглаголать не возможно.
Не посмелиб мы в сие испытание взойти, ежелиб ход тайной Духа Божия работы не открыл нам сам Спаситель. Он в Евангелии объявляет, что дух Утешитель во первых наставит на всяку истину (Иоан. гл. 16, ст. 13). Мы весьма заблуждаем в своих понятиях. Часто то почитаем несчастием, в чем состоит истинное счастие; а то почитаем счастием, в чем заключается настоящая погибель: а потому часто печалимся о том, о чем радоваться бы надлежало; а о том радуемся, о чем надлежало бы печалиться. Когда Дух Утешитель наставит на всяку истину; то тотчас откроется, что приводить нас должно в настоящую печаль или радость. В сем откровении и смотрит человек, Духом Утешителем наставляемый, что все опасности и бедствия мирския не должны нас оскорблять, когда они ведут к истинному блаженству; также и вся благая мира сего не должны нас прельщать и веселить, когда они наконец приводят к несчастию вечному. Таковою истиною наставленный человек будет петь с Давидом: Бог нам прибежище и сила; помощник в скорбех обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Псал. 45, ст. 2 и 3).
Второе, Дух Утешитель свидетельствует о мне (Иоан. гл. 15, ст. 26), сказал Спаситель. То есть, сильно уверит избраннаго своего в душе и совести, что Господь Иисус Христос пришел в мир грешныя спасти, положил душу свою за него, и жертвою плоти и крови своея исходатайствовал ему прощение грехов и примирение с Богом. Таковое уверение о толикой к нему любви Божией расположит его несумнительно надеяться получить все просимое от Бога. Аще Сына своего не пощаде, будет он хвалиться с Апостолом, но за меня предал есть его, как же и вся с ним он мне не дарствует? (Рим. гл. 8, ст. 32). Сие же привяжет его к Нему такою любовию, что он рад за него умереть. Кто ны разлучит от любве Божия? ни смерть, ни живот; вся препобеждаем за возлюбившаго ны (Тамже ст. 35 и след.).
Третие, Дух Утешитель обличит мир о гресе и о правде и о суде (Иоан. гл. 16, ст. 8); то есть откроет любимцу своему, что мир развратен, и все человеческия дела исполнены неправды; откроет, в чем состоит истина, и чем мы пред Богом праведными стать можем; откроет, что будет суд, разбирательство всем делам человеческим, и яко весть Господь путь праведных; а путь нечестивых погибнет (Псал. 1, ст. 6).
Четвертое, что Дух Утешитель грядущая возвестит (Иоан. гл. 16, ст. 13). Толико просветит избранных своих мысль, что они яко в зерцале узрят, какия следствия впредь последуют не только в мире грядущем, но и в сем мире. Судьбы, какия кого постигнут, суть сокровенны, и бездна многа: но Дух Утешитель избранных своих вознесет на такую высоту, что они судьбы, какия каждаго постигнут, с высоты как на длани увидят, и сим исполненные пророческим зрением одних оплакивать, а о других радоваться будут: Ибо на рабы моя и на рабыни моя во дни оны излию от Духа моего, и прорекут (Иоил. гл. 2, ст. 29 и 28), глаголет Господь. Таковым-то образом утешает избранных своих Дух Утешитель! Нет нужды объяснять, сколь сильно должно быть таковое утешение, сколь оно должно ободрить и вооружить того счастливаго подвижника, в коем будет тако действовать Дух Утешитель; а нужнее объяснить, все ли таковаго Божияго утешения будут удостоены?
Сказали мы, что печальный имеет нужду в утешении; и что печаль иная, есть печаль плоти, иная печаль по Бозе. Конечно сокрушаемые печалию по Бозе сего утешения сподобятся, яко оно для них и приготовлено. А мучимые печалию плоти сего утешения или не достойны, или его вместить в себе не могут. Дух Утешитель желал бы и им сие утешение преподать, но они его не приемлют и отвергают. Мир, глаголет Господь, не может его, то есть, Духа Утешителя принять, яко не видит его, ниже знает его (Иоан. гл. 14, ст. 17). Не видит: понеже очи его страстями ослепленны; не знает: понеже он единственно привязал себя к тленным благам мира сего; а вечных благ не ищет и не желает.
Кто же есть сей окаянный мир, который Духа Утешителя не видит и не знает, и не может Его принять? Мир означает всех грешников не кающихся, и глубоким сном неверия и жестокосердия отягощенных. Они Духа Утешителя и не видят и не знают, и не могут Его принять; а потому и утешения Духа Утешителя от них удаленно.
Так что же мы, мы грешники не удержно грешащие, а истиннаго покаяния во грехах или никакова, или весьма мало имеющие, мы несчастливые грешники, уже ли осуждены на сию страшную участь, чтоб нам совсем лишенным быть утешения Духа Утешителя? Нет! но Дух Божий иначе поступает с таковыми грешниками: Он их не утешает; ибо они не печалются печалию по Бозе: а возбуждает их к печали по Бозе, то есть к покаянию; ударяет их сердца, чтоб разбить их жестокость, и из них источить слезы сокрушения. Когда они умягчатся, и потоки слез из них потекут, тогда тотчас предстанет и Дух Утешитель с своим благодатным утешением.
О Душе благий и истинный! о Душе Утешителю! Ты всесилен: Ты сам сотвори, да мы познаем Тебя, и увидим Тебя, и возможем Тебя принять. Прииди и вселися в нас. Аминь.
Говорено в Лавре 1806 года, Маия 20 дня.

 
Источник: Поучительные слова Митрополита Московского и Коломенского ПЛАТОНА (ЛЕВШИНА), Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандрита. Том двадцатый. Синодальная типографии, 1806 год.

Просмотров, всего (255)