Письма митрополита Платона к высочайшим особам

К биографии митрополита московского Платона и истории Вифанской духовной семинарии

С предисловиями и примечаниями С.Д.Муретова.

Содержание

  1. Письма митрополита Платона к императрице Екатерине IIПисьмо 1.Письмо 2.Письмо 3.Письмо 4.II. Письма митрополита Платона к императору Павлу ПетровичуПисьмо 1.Письмо 2.Письмо 3.Письмо 4.Письмо 5.Письмо 6.Письмо 7.Письмо 8.III. Письма митрополита Платона к Императрице Марии ФедоровнеПисьмо 1.Письмо 2
    Предлагаемые письма Московского митрополита Платона к    Высочайшим Особам — четыре к императрице Екатерине II, восемь к императору Павлу Петровичу и два к императрице Марии Федоровне — заимствуются нами с черновых подлинников, писанных собственноручно митрополитом Платоном и в настоящее время хранящихся в фундаментальной библиотеке Вифанской духовной семинарии 1 (переплет № 1920 по каталогу 1830 года)2. До сих пор эти письма еще нигде не были напечатаны, а между тем содержание их проливает свет на многое из жизни приснопамятного и знаменитого русского иерарха, так как дает возможность верно судить о его отношениях и образе мыслей, а вместе с тем и о духе того времени, в какое он жил и действовал3 .
    С. Муретов.   Вифания.   Ноябрь 1894 года.
  2. Письма митрополита Платона к императрице Екатерине II 

Письмо 1.

Всемилостивейшая Государыня!
Под милосердый Вашего императорского Величества покров прибегаю в нужде моей. Имеется в С.-Петербурге по Высочайше от Вашего императорского Величества конфирмованным штатам принадлежащее Троицкой Лавре подворье, при коем † †   4 . Имея надеяние на отверзстую для всех Вашего 1­императорского Величества щедрую десницу, всеподданнейше прошу, сию матернюю, мне или паче Троицкой Лавре, явить милость, дабы помянутое место С.-Петербургским купцам уступить, и в Лавру, на устроение на подворье нужных служб принять платеж, в каковом между нами договорено будет, Высочайшим Вашего Императорского Величества повелением было дозволено. Таковую милость, с древнею толико высокими предками Вашими облагодетельствованною обителью, получив не престану проповедовать приснопамятное Вашего Величества имя, и о благоденственном Вашем царствовании молитвенные и благодарственные приносити жертвы5.

Письмо 2.

Всемилостивейшая Государыня!
Всемилостивейшее Вашего императорского Величества благоволенье, относительно до С.-Петербургского Троицкой Лавры подворья, я имел счастье получить; и за оное от себе и от обители Троицкой всеусерднейшее приношу благодаренье. Каковую благодарность не можем иным чем изъявить, как токмо проповедованием Ваших милостей; и всегдашним о здравии и благоденствии Вашем молении пред престолом Владычним. Притом таковым всемилостивейшим ободрен снисхождением, дерзаю и еще утруждать Высочайшую Вашего Величества особу следующею всенижайшею моею просьбою. При Троицкой Лавре имеется семинария, Вашего императорского Величества мудрыми учрежденьями дозволено всякому и партикулярному заводить типографию на основании законных предписаний: каковые типографии здесь в столице некоторыми партикулярными людьми и заведены. Я следуя таковому прямо ко умножению просвещенья служащему благоучреждению, желанье имею завести на свой кошт типографию в Троицкой Лавре при тамошнем училище: так как таковая типография есть и в Киево-Печерской Лавре. Чрез таковое заведение как науки того училища наивящше ободрены будут ко изданию некоторых книг к общей пользе служащих; так, ежели какой от того воспоследует прибыток, в содержании своем училище может получить помощь. Того ради Ваше императорское Величество всеподданнейше прошу высочайше дозволить мне завести в Троицкой Лавре на свой кошт типографию, для печатания гражданскою печатью всякого рода книг, исключая книги до церковного обихода надлежащие, под цензурою моею, и других учителей, под надзиранием моим. Такового удостоясь всемилостивейшего Вашего императорского Величества благоволения, я и троицкие науки, толико кратно Высочайшим Вашим посещением осчастливленные, первым предметом почтем, в издаваемых книгах проповедовать благодетельное Вашего Величества имя и ободрительные к просвещенно Ваши премудрыя благоучреждения.

Письмо 3.

Всеавгустейшая Монархиня! Всемилостивейшая Государыня!
Доселе управлял я епархиею и другие проходил возложенные на меня должности с возможным рачением и ревностью. Но ныне, по преклонности лет, и слабости сложенья, чувствуя частые от разных болезней припадки, и оттого изнеможение сил телесных и ослабление душевных, едва не всегдашним беспокойством и унынием сопровождаемых, нахожу себя не в состоянии более управлять епархиею. Того ради Ваше императорское Величество всеподданнейше прошу, всемилостивейше повелеть меня от правления епархии уволить. А как Троицкою Лаврою по милосердому Вашего императорского Величества благоволению, где и обещанье мое, управляю я уже чрез двадцать шесть лет, и правление сие пред епархиею гораздо меньше отяготительно, а потому настоящим силам моим еще соразмерно, то и впредь во управлении оныя и находящегося при ней училища, яко вожделенного и приятнейшего моего упражненья, труд свой до времени на прежнем основании продолжить желаю. Всемилостивейшая Государыня! Бесчисленными доселе Вашего Величества милостями преисполненный, дерзну ли я усомниться, чтоб с высоты, не толико величеством, колико благоутробием прославленного престола, Ваше Величество не снизошли милосердо на сию усерднейшую всеподданнейшего Вашего богомольца просьбу. Се время благоприятно! благословенный и славный мир всю державу Вашего величества успокаивает. Молю убо Вышнего Миротворца, да благодетельное Вашего Величества сердце расположить отпустить меня с миром   6.

Письмо 4.

Всеавгустейшая Монархиня! Всемилостивейшая Государыня!
Свойственно благоутробию Вашего императорского Величества так ободрять и утешать своих подданных, как сердобольная мать ободряет и утешает чад своих. Сего опыты всегда я на самом себе дознавал, а ныне и вновь оный изъявить Ваше императорское Величество благоволили, всемилостивейше дозволив пребывать мне в Троицкой Лавре, когда того поправление моего здоровья потребует, и препоручать правление епархии моему викарию. Таковое великодушное снисхождение, сколь оно велико, могу я чувствовать в сердце своем; но устами довольной благодарности изъявить не могу. Привыкши чрез все почти течение моей жизни с радостью проходить звание мое под благословенною державою Вашею; жертвовать и последними силами моими святой воле Вашей, почитаю наилучшим моих болезненных припадков врачеванием. Но чтобы я таковым милосердым Вашего Величества снисхождением воспользоваться мог, прошу всеподданнейше Ваше императорское Величество всемилостивейше уволить меня и от всегдашнего здешней Синодской Канторы присутствия. Ибо она требует мне от Москвы быть безотлучно; а Высочайше дозволить, и присутствие в Синодской Канторе препоручить преосвященному викарию моему, на то время когда я или от Москвы буду отсутствен, или по многим епаршеским делам, не будет мне доставать свободности и времени. Имея притом надеяние на та   ковое великодушное Вашего императорского Величества к верноподданному своему снисхождение, не могу умолчать, чтоб премудрой моей Монархине не представить того затруднения и беспокойства, какое мне причиняется, и какое я довольно усмотреть мог, чрез семнадцать лет управляя здешнею паствою. В епархии моей, кроме монастырей до команды моей принадлежащих, имеются четыре монастыря ставропигиальные. По разным почти ежедневным обстоятельствам сретаются они со мною, и по делам и по обрядам и служениям церковным: но не быв в ведомстве моем, а почитая себя от меня независящими, не имеют должного ко мне повиновения, даже иногда мало и самая благопристойность наблюдается. От чего в порядке выходит неблагоустройство, мне всегдашнее прискорбие и отягощение. Между ими и другими епаршескими архимандритами тщетное и монашеству непристойное ревнование; а мирским зазор и предосуждение. Всемилостивейшая и всеблагоустрояющая Государыня! Прошу всеподданнейше Ваше императорское Величество всемилостивейше повелеть оным монастырям быть в ведомстве моем; дабы чрез то восстановить общий порядок, и моему правлению доставить облегчение. Ведаю, коликую монаршую особу, и коликим бременем правления отягощенную, дерзаю я нижайший утруждать. Но и к кому же в нуждах моих прибегнуть имею, как не к матери отечества, Бога милосердного и всемогущего благодетельным оружием над нами поставленной? Боже! державу Ея благослови, и рамена Ея атлас российский на себе носящия, не преставай укреплять всесильным Твоим содействием.

  1. Письма митрополита Платона к императору Павлу Петровичу 7

Письмо 1.

Всемилостивейший Государь!
Известно Вашему императорскому Величеству, что уже более пяти лет, как просил я покойную Государыню Императрицу о увольнении меня за болезнями от епархии и иметь пребывание в Троицкой Лавре. И хотя я совершенного увольнения не получил, однако дозволено мне в Лавре пребывать, сколько за нужное почту; а между тем правление епархии поручить викарию моему   8. На каком основании я доселе и оставался. Ныне же болезнями еще более удручаемый и часто смертельными страдая припадками, и чувствуя телесную храмину свою разрушаему, признаю себя более к правлению неспособным. Того ради, пад пред стопы Вашего императорского Величества, всеподданейше прошу от правления епархии вовсе меня всемилостивейше уволить и дозволить пребывание иметь в Троицкой Лавре на том основании, как я в ней тридцать один год находился9. Всемилостивейший Государь! воззри благоутробным оком на сие всеподданнейшее мое прошение, и яви отеческое снисхождение моим болезням и немощам. Ибо я во всю жизнь мою, в том был твердом уверении, что Ваше Императорское Величество во днех царствования своего, за мои малейшие при воспитании Вашем труды, при старости меня успокоите. Впрочем останусь10 по гроб мой приверженным верности и усердием к священной Вашего Императорского Величества особе, поручая себя по Бозе высочайшему Вашего Императорского Величества благоволению.

Письмо 2.

Всемилостивейший Государь!
По Высочайшему Вашего императорского Величества повелению, чтоб пред отъездом в С.-Петербург, распорядить мне по своей епархии, я тотчас хотя больной, отправился в Москву, где надлежащее по епархии и по хозяйству учинил распоряжение. Но как до сего же распоряжения принадлежит, что я здесь сверх того присутствовал в Синодальной Канторе: а прежде при отбытии моем в С.-Петербург, вместо меня присутствовал в оной мой викарий, нынешний преосвященный Казанский, то и прошу Ваше Императорское Величество всемилостивейше повелеть, нынешнему моему викарию, преосвященнейшему Серапиону, епископу Дмитровскому, присутствовать в Синодальной Канторе, на основании штата, на присутствующего в канторе архиерея, положенного. Какового высочайшего повеления Вашего Величества и имею ожидать   11. При сем сохраняя в совести моей всегдашнюю Вашему Величеству верность и преданность, погрешил бы я неизвинительно, ежели б Вашему Величеству не открыл того, что здесь приметить мог. Пожалование Вашим Величеством, как здесь слух носится, кавалерий, братиям моим епископам, хотя конечно12, не могло сие произойти, как от усердия Вашего Величества к церкви, и из уважения к служителям ея; во в простом народе разные примечательны о сем толкования13 , да и вообще примечается, что сие принято с холодным удивлением. О чем, когда буду иметь счастие узреть Ваше Величество, пространнее объясню, уповая получить изволение14. Сие мнение никак я не почитаю, аки бы неоспоримое; и потому оное предаю мудрому Вашего Императорского Величества благорассуждению: быв уверен, что Ваше Величество великодушно простите мне, в сей смелой, но искренней откровенности15. Ваше Величество довольно Богом просвещены; и сами изволите знать, оное одного римского императора слово: festina lentë поспешай медлительно. Дай Бог скорее vне удостоиться вожделеннейшего лицезрения Вашего; молю Вышнего Царя, да будете Ваше Величество орудием Его благости и мудрости: и препоручая себя Высочайшему Вашего Императорского Величества благоволению, с подданическою верностью пребываю всемилостивейший Государь Вашего Императорского Величества всеподданнейший богомолец, Платон митрополит Московский. 1796. Ноября 24 дня. Москва.

Письмо 3.

Всемилостивейший Государь!
Исполняя высочайшую Вашего Императорского Величества волю, отправился я из Лавры в Санкт-Петербург сего декабря 3 дня: хотя при слабости здоровья, но подкрепляя себя приятнейшим воображением, что скоро удостоюсь узреть всем любезнейшее и милосердое Вашего Величества лице. Но отъехав от Москвы 130 верст   16, сретил нарочного ко мне отправленного курьера, с письмом17 от Вашего Величества и с указом из Святейшего Синода. Объят я был восторгом радости, уповая какие либо узреть знаки Вашего ко мне обычного благоволения, коим все ныне Ваши верноподданные хвалятся и утешаются. Но открыв писание Вашего Величества, нашел его исполненно ко мне гнева: а указом Святейшего Синода таковое же Вашего Величества ко мне неблаговоление, стало быть открыто и всей моей пастве. Таковым внезапным, какового во всю жизнь мою со мною не случалось, и несчастным случаем столь поражен, что несколько времени был в беспамятстве. Потом пришед в себя, всею внутренностию сокрушался, терзался и ослабевал. Таковое жалкое мое состоянье видев бывшие при мне, и рассуждая, что продолжая путь, коего еще оставалось 600 верст, могу я подвержен быть опасности жизни, склонили меня возвратиться в Лавру. И хотя я в пути размышлял, чтобы паки возвратиться в предпринятый путь: но в расстройстве мыслей заключал, что, как прислан ко мне нарочный на дорогу, с объявлением Монарша гнева, то и нет более благоволения, чтоб я дерзнул предстать лицу Вашего Величества, коего имел несчастье прогневить; и став предметом отяготительным для Вашего Величества, объял и объемлет меня великий страх, чтобы прибытием своим не мог более оскорбить кроткий Ваш и человеколюбивый дух. Привезен будучи больной в Лавру, оплакивал я свой несчастный жребий: и размышляя о своих проступках, извинить их не дерзаю. Ибо хотя я и медлил приездом, почитая, что Ваше Величество не просто изволили повелеть приехать мне, но прибавя, и распорядя по епархии своей. Чем казалось мне, дозволено некоторое время на распоряжение употребить. Почему я тотчас и отправился в Москву; не быв в оной более полутора года, отправившись же больной, еще там с неделю был болен кашлем и бессонницей. Притом ожидал торжества о всерадостнейшем вступлении Вашего Императорского Величества на всероссийский престол, которое мне желалось отпраздновать в пастве моей: на каковый радостный случай и проповедьприготовил. По сим обстоятельствам казалось мне, что медление в моем отъезде не будет противно Высочайшей воле Вашей. Да и должен бы я почтен быть лишенным всякого разума, ежели б будучи призываем к лицу Вашего Величества самым милостивейшим образом, вздумал противен быть не только Вашего Величества отличному о себе благоволению, но и собственному своему счастию. А ежели б я мог предвидеть, что Ваше Величество ожидаете от меня немедленного отъезда, то поистине в тот же день, или по крайней мере на другой непременно отправился бы. А что я всеподданнейше просил о присутствии в Синодальной Канторе моему викарию, в сем я думал последовать прежнему бывшему примеру, дозволенному Ея Величеством покойною Государынею Императрицею. Что же до непристойного известного моего отзыва, то я, по слабому рассуждению своему почитал сие искреннею откровенностию, дружбе, коею сверх заслуг моих жаловать меня изволили, свойственною. Но все сия извинения не признаю служащими к моему оправданно, сокрушаюсь духом, что хотя неумышленно, но подал случай ко оскорбленнию моего всемилостивейшего Государя и благодетельнейшего отца18. Почему единственно прибегаю к милосердью Вашего Величества и пад пред стопы Ваши, прошу всемилостивейше простить мне мои погрешности, и возвратить прежнее свое благоволение. Я конечно сим случаем был научен, впредь от всяких вызовов, кои б могли оскорбительны быть Вашему Величеству, всемерно удерживаться буду. И как Вашему Величеству не безызвестно, что Ея Величество, покойную Государыню Императрицу, уже более тому четырех лет, просил я за болезнями уволить меня от епархии. А ныне еще в большое пришед бессилие, и теперь будучи болен, страдая от частых болезней и достигши уже старости шестидесятилетней, не желал бы более, как только единого при старости покоя и уединенья. Почему таковая крайность и понуждала бы меня прибегнуть к Вашему Императорскому Величеству, со всеподданнейшим о том прошением. Но такового вызова учинить не смею, дабы и паки великодушие Вашего Величества не применить на гнев, и не показаться, что я всякого лишен надеяния на благоволение Вашего Величества, коим чрез столь многие годы отлично наслаждаться имел счастье. А всего себя по Бозе предаю милосердию и воле Вашего Императорского Величества, и с искреннейшею моею непоколебимою верностью по жизнь мою пребыть имею19.

Письмо 4.

Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император!
По всемилостивейшему Вашего Императорского Величества благоволению приехал я в С.-Петербург прошедшего сентября 16 числа, и удостоился милостивейшего и отеческого Вашего Величества принятия. Получив таковое счастие, находя же пребывание свое в Лавре нужным ко исполнению Высочайшей Вашего Величества воли, во устроении нового в Вифании монастыря, и при нем семинарии, и во исправлении текущих епархиальных дел: и притом чувствуя здесь ежедневные припадки ко ослаблению моего здоровья; пад пред стопы Вашего Величества, всеподданнейше прошу, всемилостивейше дозволить мне возвратиться восвояси. Я уже не дерзаю паки утруждать Ваше императорское Величество всеусерднейшею просьбою о увольнении меня от епархии: а представляю то Промыслу Бога, о всех нас устрояющего во благое. По Бозе же поручаю себя милосердому и отеческому Вашего Императорского Величества благоволению, и с верноподданническим благоговением всегда пребуду.
Всемилостивейший Государь!
Вашего Императорского Величества всеподданнейший Богомолец Платон митрополит московский 1797 г. октября 17 дня   20.

Письмо 5.

Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император!
Всеподданнейшую благодарность мою приношу Вашему Императорскому Величеству за всемилостивейшее изволение возвратиться мне восвояси. Конечно и мне толикими милостями Вашего Величества взысканному, может ли что быть желательнее, как иметь счастье всегда наслаждаться зрением пресветлыя и милостивейшия особы Величества Вашего. Но я уверен, что не меньше благоугодно Вашему Императорскому Величеству, чтобы все Ваши подданные, в том числе и я, упражнял себя в отправлении своей должности; особливо во исполнении Высочайшей Вашего Величества воли. Притом дерзая, или паче уповая на неистощимый источник благодеяний Вашего Величества, утруждаю Ваше императорское Величество всенижайшею моею просьбою. По всемилостивейшему Вашего Величества благоволению теперь учреждается семинария при Вифании; а в Троицкой лавре учрежденная семинария пред всеми прочими то заслужила особое счастие, что удостоилась отличного Вашего Величества благоволения. К вящему сих училищ послужит успеху и ободрению; а притом к некоторому чаятельно и содержанию учителей и учеников умножению, ежели б в Лавре учреждена была типография. Того ради пад пред стопы Вашего Величества и с сими училищами, всеподданейше прошу Ваше императорское Величество дозволить мне на мой кошт в Лавре завести типографию, на таком точно основании, как оная состоит в Киево-Печерской лавре; и печатаемые книги издавать под единственною цензурою моею. Таковая Вашего Величества милость обрадует и ободрит и меня и учащих и учащихся, и всегдашним будет радостнейшим побуждением прославлять преславное самое по себе, Вашего императорского Величества имя, и о здравии и благополучном царствовании Вашего Величества деннонощно молить Царя царствующих. Отец отечества! сию мою просьбу повергаю к подножию престола Вашего: и всего себя поручая милосердому и отеческому Вашего Величества благоволению: пребываю, где бы ни был, и сколько дыхание продолжится, с верно- подданническим благоговением и приверженностию   21.

Письмо 6.

Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император!
При наступлении праздников, Рождества Христова, и Нового года, кому первее всех, и основательнее и усерднее, принесем мы поздравление наше, как не Вашему Императорскому Величеству, яко священнейшей отечества нашего главе, хранителю и решителю судеб наших на земли. Благодать Христова да наполняет душу Вашу и подкрепляет к ношению великого бремени Вашего: а новый течения вещей круг да обращается, при действии Владыки веков, к долгоденствию и к мирному житию, и Вашей священнейшей особы, и всех от Бога Вашему Величеству врученных народов! При сем в новый год, дерзаю принести новый    и скудный старости моей плод: сочиненная мною церковная российская история22 Вашему Императорскому Величеству, и Ея Императорскому Величеству, вседражайшей супруге Вашей. Побуждением к тому было то, что мною в предисловии отмечено: но к охотнейшему труда сего продолжению поощрением послужило мне в дражайшем Вашего Императорского Величества23 ко мне писании изъявляемое желание, чтоб видеть сие трудов моих произведение. О, дал бы Бог, чтобы оно, по желанию Вашего Величества хоть сколько-нибудь обратилось в общую пользу! Но и обратится; когда удостоится Вашего Величества всемилостивейшего благоволения и одобрения. Чего всеподданнейше и испрашиваю у Вашего Императорского Величества, и чтоб мои недостатки прикрыть своим примерным великодушием. Сие составит довольную трудов моих награду, и в радости положу надежду остаток жизни моей окончить в мире и спокойствии. Впрочем поручая себя Высочайшему Вашего Императорского Величества покровительству, и призывая на Вашу священную особу, все благословения Божия, с моим верноподданническим благоговением пребываю24.

Письмо 7.

Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император!
Высочайшее Вашего Императорского Величества повеление, и при нем пятнадцать тысяч рублей ассигнациями   25, я имел счастие получить; чтоб оные деньги раздать на вспоможение вступающим в брак недостаточным девицам в столичном городе Москве, вкупе с графом Салтыковым 2-м. За каковое препоручение, яко особенный знак Вашего Величества ко мне благоволения, всеподданнейше благодарю. И как граф Иван Петрович, по силе Вашего Величества повеления, обещает мне, не в Москве, а в пустыне, на уединении живущему26 всякое при сем случае пособие, то я, с помощью его, сию благодетельную Высокомонаршую Вашу волю выполнить не оставлю27. За сим всеусерднейшее Вашему Императорскому Величеству приношу мое поздравление, с обручением Ея Императорского Высочества, Государыни, великия княжны, Александры Павловны, любезнейшия Вашего Величества дщери. Вседушевно испрашиваю от Господа благословения на их супружество, ко утешению Всеавгустейших Родителей, и к собственному их благополучию, и временному, и вечному; и пребываю с верноподданническим благоговением.
Всемилостивейший Государь!
Вашего Императорского Величества всеподданнейший Богомолец Платон митрополит Московский. 1799. Мая 8 д. Вифания.

Письмо 8.

Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император! Удостоившись получить всемилостивейшее и всерадостное Вашего Императорского Величества извещение   28 , что даровал Бог Вашим Величествам внуку, а их Императорским Высочествам дщерь, Марию Александровну, всеподданнейшее и всеусерднейшее Вашему Императорскому Величеству приношу поздравление. Благоволил Господь Вашему Величеству узреть сыны сынов: ибо тако, по Пророку, благословится человек бояйся Господа. По Высочайшей Вашего Величества воле, я по получении на другой день отправился в Москву, подкрепляя слабость сил своих и восторгом радостного происшествия, и усердием исполнить Вашу волю, и 25 дня сюда прибыл: а 26 в самый день Вознесения Господня, вкупе с паствою своею, а Вашего Величества со всеми верноподданными, духовными и мирскими, принесли Богу Благодетелю жертву благодарения, за Его милостивый дар, в первенствующем храме сей столицы; и провозгласили имя новорожденныя, пред лицем алтаря и всея церкви; молю благость Божию, да благословить державнейшую и дражайшую Особу Вашу, и всю Августейшую фамилию, здравием, благоденствием и миром внешним и внутренним. При таковом молении, с верноподданническим благоговением пребываю
Всемилостивейший Государь!
Вашего Императорского Величества всеподданнейший Богомолец Платон митрополит Московский. 1799 года. Мая 26 д. Москва.

III. Письма митрополита Платона к Императрице Марии Федоровне 29

Письмо 1.

Всемилостивейшая Государыня Императрица!
При кратком течении радостных дней царствования Его Императорского Величества, моего всемилостивейшего Государя, когда все подданные хвалятся и утешаются Его милостями, я один имел несчастие подпасть Монаршему Его Величества великому гневу. Колико тем я был поражен, какия на то осмелился мои всенижайшие Его Императорскому Величеству представить объяснения; со испрашиванием в моих проступках всемилостивейшего прощения, и какая необходимость принудила меня уже с дороги возвратиться обратно в Лавру, смею Вашему Императорскому Величеству с письма моего посланного к Его Императорскому Величеству приложить при сем точную копию. Того ради имея надеяние на человеколюбие Вашего Вел   ичества, и особенное Ваше о мне благоволение, всеусерднейше прошу Ваше Императорское Величество своим многомощным предстательством умилостивить ко мне вселюбезнейшего своего супруга, моего всемилостивейшего Государя. Благоутробнейшая мать! подай мне руку помощи, и матернее наставление, каким бы образом мог я от Его Императорского Величества, без прогневления Его Величества, получить сие милосердие, какова более желать не могу, дабы остаток дней моих окончить в покое и уединении, и дабы я мог с радостным духом молить Вышнего Царя, о благополучном и долголетнем царствовании Его Императорского Величества, Вашего вселюбезнейшего Супруга, а нашего всемилостивейшего Государя; и о здоровии и благоденствии Вашего Императорского Величества, и всего Августейшего вашего племени30.

Письмо 2

Всемилостивейшая Государыня Императрица, Мария Федоровна!
С наступающими, Рождества Христова и Нового года, праздниками Ваше Императорское Величество всеусерднейше поздравляю. Сошествие Господне на землю, и новый течения вещей круг, да будут препровождаемы новыми к Вашему Величеству и к Высочайшей фамилии Вашей Божиими милостями. Сего обще все желаем, и для дражайших Особ Ваших, и для благоденствия отечества. При сем в новый год, дерзаю поднести Вашему Императорскому Величеству и Высочайшей фамилии Вашей, новый старческих трудов моих плод   31. Я уповаю, и нижайше прошу сие мое скудное приношение принять милостиво и старости моей недостатки прикрыть своим великодушием. Я сего ожидаю от благоволения Вашего Императорского Величества, толь многими благодетельными опытами мне оказанного; и молю Вышнего, да сохранить Вас, и Высочайшую фамилию Вашу, под кровом Своим, здравых, долгоденственных и благополучных. С каковым желанием и молением, при душевном к Вашему Императорскому Величеству благоговении, поручая себя по Бозе покровительству Вашего Величества, с моим высокопочитанием всегда пребуду.
Сообщил С. Д. Муретов.

1Здесь же хранятся и собственноручные письма Высочайших Особ к митрополиту Платону, напечатанные в Русском Архиве за 1887 г., II, стр. 5, 162, 273, 279 и 286, а частично в Чтениях Императорского Общ. Истории и Древностей Российских за 1876 г. кн. IV, стр. 166 —197. Переписка митр. Платона хранится еще в библиотеке Рязанской архивной комиссии. См. Иконникова, Опыт русской историографии, т. 1, стр. 1065, прим. 2.

2В этот же переплет соединены и другие письма духовных и светских особ к митр. Платону: Гр. Теплова, С. Козмина, графа И. П. Салтыкова, графа Ю. А. Головкина, В. Попова, И. Тургенева, проф. Маттеи (на лат. языке), князя Голицына, графини А. Орловой-Чесменской, князя Г. Гагарина, князя Г. Потемкина и друг., духовных особ: архимандрита Гедеона, протоиерея И. Леванда, архиепископа моск. Амвросия, епископа Суздальского Геннадия, еп. Воронежского Арсения, архиеп. Тверского Мефодия (на лат. язык®), епископа Ростовского Афанасия, епископа Рязанского Палладия, Смоленского — Парфения, Калужского-Феофилакта, Киевского митрополита Серапиона, письма восточных патриархов (на греч. языке) и другие. Некоторые из этих писем (весьма не многие) напечатаны в Чтениях Общ. Истор. и Древ. Российских, Чтениях Общ. Любит. Духовн. Просвещ. и в Русском Архиве.

3И. М. Снегирев,    Жизнь митр. Платона, изд. 4-е, Москва, 1890 г., ч. 2, стр. 103.

4Кресты означают, вероятно, то, что со слов: „при коем“ следует заимствовать при переписке набело из другого письма, помещенного в переплет впереди настоящего. Вот это письмо: „Сиятельнейший граф! Милостивый государь мой! Имеется в С.-Петербурге по Высочайше конфирмованным штатам принадлежащее Троицкой Лавре подворье на Фонтанке, при коем чрез улицу состоит конюшенный двор с огородною землею. На том дворе конюшенном строение ветхо, которое, так как и огородную землю, надлежит по плану городскому, вновь обстраивать; но Лавра на то кошту не имеет. Петербургские ж некоторые купцы ко мне прошением отнеслись, прося, чтоб тот конюшенный двор и с огородною землею, им уступить, за что и обещаются внести в Троицкую Лавру некоторую сумму. Я бы на то мог согласиться, по нужде неимения суммы, чем то место обстраивать, а напротив получив от купцов платеж, мог бы на подворье, где архимандричий дом, построить нужные для подворья службы, но сего без Высочайшего Ея императорского Величества дозволить учинить не могу. Имея уверение о благодетельной ко всем, особливо же к себе, вашего жительства склонности, покорнейше прошу сию у всемилостивейшей Государыни испросить мне, или паче Троицкой Лавре, матернюю милость, дабы Высочайше дозволено было помянутое место С.-Петербургским купцам уступить, и в Лавру, на устроение на подворье служб, принять сумму, в какой между нами договорено будет, и, сие приказным актом утвердить. И когда на сие воспоследует милосердое Ея Императорского Величества благоволение, оное объявить его жительству графу Якову Александровичу Брюсу: ибо промена сия, по градоначальству до его рассмотрения относиться должна. Сию мою покорнейшую просьбу с полным надеянием поручая вашему жительству и прося, что по сему воспоследует, одолжить меня уведомлением, с моею искреннею преданностию и с отличным почитанием пребуду».

5Письма к императрице Екатерине, одно к Императору Павлу Петровичу и оба к императрице Марии Федоровне — без обозначения года, месяца и числа их написания.

6«На сие немедленно пришел ответ, что императрица признает его заслуги, сожалеет о его болезнях, что и без увольнения от епархии может он жить в Лавре, сколько рассудит; а вовремя отсутствия своего может поручить правление своему викарию». Автоб. Платона. Ср. рескрипт императрицы Екатерины II к митр. Платону от 1782 года.

7В Виеанской семинарской библиотеке хранится еще черновое ответное письмо митр. Платона на письмо цесаревича Павла Петровича от 8 января 1795 года, но мы опускаем это письмо, так как оно уже напеча   тано протоиреем С.К.Смирновым в Русском Архиве за указанный год.

8Было написано и зачеркнуто: «преосвященному епископу Дмитровскому»

9Вместо «от правления… находился» было написано и зачеркнуто: «оставить меня до времени на том основании, на каком я доселе, пребывая в Лавре, находился. Я же, сколько возможность сил моих дозволит, буду всемерно стараться не оставлять и правление епархии, при помощи моего викария, мужа и достойного, и честного. Но притом всенижайшее прошу Ваше Императорское Величество от присутствия Синодальной Конторы меня уволить; а высочайше повелеть во оной присутствовать викарию моему, Серапиону епископу Дмитровскому: ибо сего благоустройство правления моей епархии необходимо требует».

10Было написано: «всегда», но потом зачеркнуто.

11Далее было написано, но потом зачеркнуто: «и получив таковое всемилостивейшего на просьбу мою благоволение, не медля отправляюсь в путь.

12Было написано и зачеркнуто: «по просвещенному понятию».

13Было написано далее и зачеркнуто: «особливо от схизматиков, сие толкуется вводимою новостью, и наши де архиереи стали теперь католицкие бискупы».

14Вместо: „о чем, когда буду иметь счастье узреть Ваше Величество, пространнее объясню, уповая получить изволение», первоначально было напи­сано: „а притом, по недостаточной догадке моей, и о других единоверных нам народов, могут произойти невыгодные толкования. Ибо, сколько мне известно, вообще все имеют отвращение от латин…. (далее полторы строки оторвано) примером православным епископам. О сем дерзнул я предста­вить Вашему Императорскому Величеству, зная, что иногда и малость свои следствия имеет; и в простом народе, часто более уважается введение нового обряда, нежели и самого догмата». Сравн. в автобиогр. Платона.

15 В автобиографии м. Платон пишет: „пребывая в Москве, митрополит услышал, что архиереям Государь пожаловал кавалерии. Сие его удивило. Ибо было сие дело необыкновенное, и никогда в духовенстве ни в Греческом ни в Российском небывалое. Сверх того, опасался, чтоб не вос­последовало какого в народе раскола, который и без того усилился; и между единоверными нам, Греческими и другими народами, какого разделения. Так рассуждал Платон не при сем случае только, но и гораздо прежде, когда носился слух, при покойной Императрице, что аки бы архиереям даны будут кавалерии. — Основательно ли он рассуждал, или нет, отдается на суд беспристрастным и духом Божиим водимым христианам. При таковом рассуждении почел митрополит долгом своим, и долгом дружества, написать к Государю, и написал, в самых кратких и кротких выражениях, что новое архиеерев кавалериями пожалование принято почти от всех с удивлением; и что оно может дать случай к разным толкованиям. Притом просил Императора, чтоб по случаю его отъезда в Петербург, пожаловать повелел викарию епископу Дмитровскому присутствовать в Синодальной Канторе, что и прежде бывало при отлучке его в Петербург; чтоб викарий его епископ Севский в Синодальной Канторе присутствовал, чем хотелось ему несколько ободрить своего сотрудника, а себя совсем от оной освободить».

16В автобиографии: „не доезжая Твери, в селе Городне.

17Письмо Государя от 30 ноября 1791 г. См. в Рус. Арх. указ. год.

18Государь прогневался на Платона за медлительность приезда в С.-Петербург. В 1796 г. от 7-го ноября Император писал Платону: „приезжайте ко мне, распорядя по епархии своей». Платон же выехал только 3-го декабря (в автобиографии 2-го).

19Письмо написано в начале декабря 1796 года, так как ответное (благосклонное) письмо Императора написано от 15 декабря 1796 года. См. Рус. Арх. Об упоминаемом в сем письме указе Св. Синода м. Платон пишет в автобиографии: „а в указе Синодском объявлено Государево повеле­нье, чтобы, по случаю просьбы о Викарии, вразумить митрополита в недель­ной его просьбе; почему и написано много ко вразумлению служащего; и сим делом так понуждаемы были поспешить Синода члены при руководстве Пуш­кина, что в воскресный день, в придворной церкви, на жертвеннике подпи­сывали определение». Этот указ Св. Синода за № 2193, на котором рукою м. Платона на­писано: „1796 г. Декабря 3 дня», переплетен вместе с черновыми письмами к Императору Павлу Петровичу. Содержанье его следующее: „Указ Его Импе­раторского Величества Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, синодальному члену преосвященному Платону митрополиту Московскому и Калужскому. Святейшему Правительствующему Синоду господин тайный советник, синодальный обер-прокурор и кавалер Мусин-Пушкин предложил: что Его Императорское Величество на прошенье преосвященнейшего Платона митрополита московского присланное к Его Величеству, дабы во время отъезда его митрополита из Москвы в Санкт-Петербург, всемилостивейшее повелено было московскому викарию Серапиону присутствовать вместо него в Синодальной Канторе, Высочайше указать соизволил вразумить его митро­полита в сем недельном его прошении от Синода указом, приказали: 1)      как синодальные, а равно и Канторы Святейшего Синода члены имеют права и преимущества наравне с господами сенаторами, а сенатор ни один не может места своего уступить другому, то прошение вашего преосвященства, чтоб во время отъезда вашего из Москвы занимал в Канторе синодальной место ваше московский викарий, есть неосновательное; 2)      известно Святейшему Си­ноду, что ваше преосвященство не только во время продолжаемого через не­сколько лет сряду пребывания вашего в Лавре, но и тогда как в Москве вы находились, в Канторе Синодальной не присутствовали, однако же дела ко оной надлежащее свое течен   ие имели всегда безостановочно, следовательно и нынешняя ваша по Высочайшей Его Императорского Величества воли отлучка из Москвы никакого в делах помешательства причинить не могла, а потому и затруднения в сем случае иметь вам, а тем паче Высочайшую Его Им­ператорского Величества особу утруждать отнюдь не надлежало. О чем и пос­лать к вашему преосвященству сего же числа указ с нарочным. Ноября 30 дня 1796 года. Секретарь Павел Соколов. Регистратор Федор Старцев.

20Ответное письмо государя от 20 октября 1797 г. см. в Рус. Арх.

21В ответном письме от 24 октября 1797 года государь писал: „Прошение ваше о дозволении завести в Троицкой лавре типографию, я тем охотнее бы исполнил, чем удовольственнее мне те все случаи, где могу я дать вам опыты моего к вам благоволения; но принятое мною правило не умножать более типографий, считая, что число их и без того уже достаточно, пре­пятствует удовлетворению вашего желания…“ См. Рус. Арх.

22Собственноручный черновой экземпляр сей истории хранится в библиотеке Вифанской семинарии с надписью митрополита Платона: „   все сие пи­сано от начала до конца моею рукою. Платон м. Московский .

23После этого было написано и зачеркнуто: „Письменное одобрение».

24Письмо писано в декабре 1797 г., потому что ответное письмо Госу­даря писано от 28-го декабря 1797 года. См. Рус. Арх.

25 Десять тысяч от Государя и пять от Государыни. См. письмо Им­ператора Павла к Платону от 20 февраля 1799 года, в Рус. Арх. указ. год.

26Вифания

27Вместо: „и как граф… не оставлю   «, было написано и зачеркнуто: „Но как мне, престарелому и болезненному старцу, и живущему не в Мо­скве, но в пустыни на уединении, при всеохотном моем к тому располо­жении, сего выполнить, ни удобности, ни возможности нет; то и прошу Ваше Императорское Величество, всемилостивейше дозволить, поручить оно благоде­тельную Высокомонаршую Вашу волю, исполнить графу Ивану Петровичу, и все деньги для сего к нему отослать: ведая совершенно, что сие комиссию его сиятельство, по известным ему на сей случай, более меня обстоятельствам, и по пребывании его в Москве, в точность привести имеет.

28См. письмо Государя к Платону от 18 мая 1799 г. в Рус. Арх.

29Три письма (1800—1801 гг.) митр. Платона к императрице Марии Федоровне напечатаны еще в Рус. Арх. 1890, И, стр. 15—16.

30См. выше письмо № 3 к императору Павлу Петровичу.

31Сравн. выше письмо № 6 к императору Павлу Петровичу.

 

 

 

Источник: Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» за 1895 г.

 

Просмотров, всего (176)